Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

аудиоТракТ

Пятница, 29.03.24

Часть истории

          

Первые успехи в области миниатюризации аудиоаппаратуры обычно связывают с заменой электронных ламп твердотельными транзисторами, которые стали широко применяться приблизительно полвека назад. Заметим, что к тому времени появились вполне компактные и емкие источники автономного питания (батарейки, аккумуляторы). Все это привело к тому, что в начале 60-х годов распространилась мода на портативные радиоприемники: уже тогда можно было приобрести модель с сигаретную пачку. Маленький транзистор казался верхом совершенства! Но музыка из эфира — это одно (монозвук, помехи, неустойчивый прием), а как быть с грампластинками и магнитофонными пленками? Стереофония (LP-гиганты, магнитная запись) не хотела покидать уютных апартаментов. И все же сначала робко, затем убыстряющимися темпами катушечные магнитофоны, граммофоны и даже музыкальные «комбайны» (радиолы, магнитолы и т.п.) стали уменьшаться в размерах, готовясь покинуть квартиры, чтобы улечься на пляжах рядом с отдыхающими… Впрочем, до людских масс вся эта экзотика доходила в ограниченном количестве.

Пожалуй, рождение персонального аудио как отдельного класса аппаратуры следует связывать с изобретением магнитофонной компакт-кассеты (Philips). Час портативного стерео пробил, когда в продаже появился первый кассетный плейер Sony Walkman TPS-L211 (1979 г.). Самой идее в этом году исполняется четверть века: в 1978 году председатель совета директоров компании Sony, проводящий массу времени в разъездах, заказал для себя компактный кассетник, а с 1979 года симпатичные машинки начали завоевывать мир. Хотя на сегодняшний день выпущено около 200 миллионов «уокманов», спрос на «прогуливающихся человечков» сохраняется во всем мире.

Восьмидесятые годы ознаменовались становлением цифрового формата CD-Audio. Поначалу казалось, что компакт-диск (относительно дорогой оптический носитель), призванный лишь заменить виниловые пластинки, станет эталонным источником в домашних Hi-Fi-системах. Однако уже в 1984 году появились роскошные модели — CD-Walkman’ы, которые до сих пор считаются рекордсменами по качеству звучания.

Желание уменьшить габариты проигрывателей подвигло японских умельцев из компании Sony к разработке MD-формата. Специальный алгоритм сжатия аудиоинформации (ATRAC) позволил втиснуть информационный объем стандартного CD в крохотный (размером с дискету), защищенный корпусом мини-диск. MiniDisc впервые позволил делать цифровые копии, записывать и редактировать музыку с аналоговых источников. Нетрудно догадаться, какая фирма является автором первого MD-Walkman’а (1992 г.).

Итак, на протяжении долгих лет музыка попадала в разнообразные плейеры из радиоэфира, с кассеты, с компакт- или мини-диска. Все довольны: заправил свежие батарейки, купил новенький CD, в ушах — «вкладыши»… Но меломаны, ведущие активный образ жизни, продолжали мечтать об аудиоустройствах, напоминающих брелок, чтобы — никаких моторов-шестеренок. И вот — пожалуйста: сегодня мы наблюдаем бум «кристальных» IC-плейеров, музыка в которых хранится на чипах или картах электронной флэш-памяти. Возможность зарядить MP3-плейер любимой музыкой, как правило, связана с наличием домашнего компьютера. Чтобы запомнить полноценный по качеству стереозвук, требуется значительный объем памяти. Выход был найден в применении эффективной компрессии аудиоданных. Например, MP3-кодирование позволяет перевести музыку с компакт-диска (650 МБ) на флэш-карту емкостью всего лишь 64 МБ. Ясно, что десятикратное сжатие приводит к ощутимому компромиссу в качестве звучания, зато стильные вещицы достигли невиданной компактности, не боятся тряски и падений…

Разумеется, уроки истории лишь указывают общие тенденции в развитии персонального аудио. Попробуем конкретизировать некоторые аспекты, связанные с проблемой выбора.

 

Классификация, производители, рынок

 

Персональная аппаратура — это в основном карманные и микропортативные аудиоустройства, выполняющие функцию музыкального проигрывателя. В качестве носителей звука в них могут использоваться магнитофонные компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, флэш-память, «винчестеры» компьютерного типа. Деление аппаратуры по типам носителей соответствует нынешнему состоянию данного сектора рынка. Разработкой и выпуском этой высокотехнологичной продукции занимаются всемирно известные фирмы из Европы и Юго-Восточной Азии (Япония, Корея); однако все чаще рядом с фирменным логотипом указывается страна-производитель — Китай. Относиться к этому факту надо с олимпийским спокойствием: именно в этой стране за последний десяток лет сконцентрирован мировой потенциал производства бытовой электроники, построены десятки крупных предприятий и заводов. Можно истоптать все ноги, но так и не обнаружить на нашем рынке изделий с пометками Made In Japan/Holland/Deutchland… В настоящее время фирмы-производители аудиотоваров испытывают серьезную конкуренцию со стороны компаний, чья продукция традиционно тяготеет к компьютерной технике, мультимедийной и коммуникационной аппаратуре (мобильные телефоны, карманные компьютеры). Таково веяние времени, так влияет распространение цифровых технологий на мировую индустрию развлечений в целом.

   Подавляющее количество продаж в России сохранилось за кассетными плейерами (Aiwa, LG, Panasonic, Philips, Sony). При этом в связи с заметным снижением цен отмечается рост спроса на CD-плейеры (к упомянутым выше фирмам следует добавить продукцию JVC, Kenwood, Samsung, Sanyo). В последнее время повышенный интерес вызывают универсальные CD/MP3-проигрыватели, рассчитанные на воспроизведение как стандартных CD-Audio, так и МР3-музыки, в том числе на записываемых CD-R/ CD-RW. Минидисковые аппараты целиком сменили кассетники, пожалуй, только в Японии (Aiwa, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Sony, Sharp); у нас этот вид проигрывателей с момента появления и до сих пор пользуется ограниченным спросом. IC-плейеры (Panasonic, Philips, Samsung, Sony, Thomson) — самый свежий продукт на рынке персонального аудио. Поэтому закономерен всплеск потребительского внимания к новинке. Однако относительно высокая стоимость электронной флэш-памяти (64 МБ — около $50) пока обуславливает серьезное отставание «кристальных» плейеров от классических. Наконец, как экзотику большинство потребителей рассматривает HDD-проигрыватели с «винчестерами» емкостью 5–20 Гб (Thomson, Creative).

Некоторая часть плейеров допускает запись с внешних аудиоисточников или с микрофона (использование в качестве диктофона). Так называемые рекордеры чаще встречаются среди кассетных и минидисковых аппаратов. Функцию записи могут поддерживать IC- и HDD-проигрыватели, причем сейчас самое широкое распространение получили цифровые диктофоны с электронной памятью (Samsung, Sony, Panasonic, Casio, Olympus).

Очень помогает разнообразить музыкальный репертуар наличие радиоприемника на борту типичного кассетника или дискмана. Встроенный FM (УКВ)-тюнер превращает карманный плейер в комбинированное устройство, цена которого увеличивается, но потребитель, как правило, остается в выигрыше, поскольку получает дополнительный источник музыки и информации из эфира.

 

Радио

 

Как говорилось ранее, портативные радиоприемники впору признать исторически первыми представителями персонального аудио. Современные модели двухдиапазонных AM/FM-радиоприемников если и не могут похвастать былой славой, то, по крайней мере, продолжают пользоваться спросом. Основные причины популярности — повсеместное распространение стереовещания в УКВ-диапазоне, множество музыкальных программ в российском эфире и доступная цена (Aiwa, Panasonic, Philips, Sony, Thomson). Карманные приемники размером с зажигалку обычно не имеют встроенных динамиков, они работают со стереонаушниками. Интересно заметить, что в прежние годы всеволновые КВ/СВ/ДВ/УКВ-радиоприемники часто служили в качестве единственного источника оперативной информации, поскольку позволяли принимать программы как местных, так и зарубежных радиовещателей (в диапазоне коротких волн). Сегодня главный акцент — на музыку, поэтому конструкция и дизайн карманных приемников выполняются с учетом интересов соответствующей аудитории. Качественные стереопрограммы транслируются в ультракоротковолновом диапазоне, который исторически разбит на два поддиапазона 65–74 МГц (в просторечьи — УКВ) и 87,5–108 МГц (FM). В нижней части стереовещание велось по системе с так называемой полярной модуляцией; в верхнем диапазоне применяется оборудование с пилот-тоном (надо сказать, что сегодня способ полярной модуляции для передачи стереосигнала используется реже). Продвинутые радиолюбители ценят всеволновые приемники (Grundig, Sony, Thomson, Philips, Aiwa) с цифровым синтезатором частоты, памятью на фиксированные настройки, таймерами, стереовыходом на наушники и проч.

 

Кассетные плейеры

        

Кассетный плейер можно купить, например, и за $15, и за $150. Недорогой плейер — простенький, весьма габаритный, часто без каких-либо дополнительных функций (присутствует разве что автореверс). Такая машинка с удовольствием «съедает» батарейки (время непрерывной работы 5–15 часов). Эксклюзивные модели часто выполнены в металлическом плоском (Slim) корпусе, имеют управление на электронной логике, оснащены пультом ДУ и ЖК-дисплеем, имеют поиск по паузе, допускают повтор трека, работают с дорогими магнитными лентами (Metal), имеют системы шумоподавления Dolby B/C и очень экономно расходуют электроэнергию (время работы превышает сутки)… Чтобы от случайного нажатия на кнопки управления не сбились настройки, обычно предусматривается режим удержания (Hold). Большинство потребителей тратит на кассетник $30–50, поскольку за эти деньги производитель часто предлагает встроенный AM/FM-приемник, достаточно экономный в отношении затрат электроэнергии лентопротяжный механизм (ЛПМ) с антироллингом (исключает проскальзывание ленты) и вполне современный дизайн. Несмотря на давление и конкуренцию со стороны цифровых технологий, хороший кассетник в кармане — это круто! Самое удивительное, что разработчики продолжают совершенствовать конструкцию, которой в следующем году исполнится четверть века.

 

CD-проигрыватели

        

Типичные цены на CD/MP3-проигрыватели укладываются в диапазон $50–250. Приблизительно за среднеарифметические деньги ($150) мы получаем универсальный CD-плейер, рассчитанный на воспроизведение CD-Audio и MP3-дисков, укомплектованный блоком питания (сетевой адаптер и часто — переходник для работы в автомобиле), наушниками-вкладышами, ПДУ на клипсе, коммутационным шнуром. Такой проигрыватель может работать на малой громкости от одного комплекта батарей (щелочные элементы) около 50 часов. В качестве защиты от вибрации в нем имеется механически демпфированный CD-транспорт и электронный буфер (память на 20–60 секунд). Типовой сервис (программа на 20 треков, режимы повтора и случайного воспроизведения дорожек) дополнен индикацией на дисплее вложенных папок и ID3-tag (текстовые комментарии к MP3-файлам). Важно отметить, что все современные проигрыватели удовлетворят и тех, кто самостоятельно занимается записью музыкальных сборников на CD-R/CD-RW, в том числе в МР3-формате (приемлемое качество звучания достигается при битрейте 128 кб/с и более). Более дорогие модели имеют плоский корпус (часто — из алюминиевого сплава), работают на воспроизведение от одного комплекта батарей до 100 часов, укомплектованы очень удобными ПДУ и, как правило, имеют встроенный AM/FM-приемник.

 

MD-плейеры и рекордеры

        

MD-проигрыватели и рекордеры со времени появления на отечественном рынке и по сей день менее всего подвержены ценовой регрессии. Увы, дешевле $150 такой плейер не найти, а большинство современных моделей стоит около $250. Технология магнитооптической записи дает возможность практически бесконечное количество раз менять содержание диска (стирать и записывать заново). Причем поверхность диска надежно защищена картриджем от пыли и внешних воздействий. Многие аудиолюбители и профессионалы сразу высоко оценили портативную MD-аппаратуру (особенно — с функцией записи) за возможность оперативно редактировать содержание (удаление, объединение/разделение треков) и записывать текстовые комментарии относительно большого объема. До сих пор компактные MD-рекордеры (цифровая запись!) пользуются спросом у коллекционеров фольклора, репортеров, музыкантов. Последнее время происходит некоторое оживление интереса к портативной MD-аппаратуре в связи с появлением «долгоиграющих» мини-дисков (MDLP), разработкой сетевых функций (Net-MD) и развитием компьютерных приложений (например, Kenwood предлагает внешний компьютерный MD-привод). Функция Long Play позволяет скинуть на 80-минутный диск запись длительностью от 2,5 до 5 часов. Естественно, в этом случае качество звучания снижается. Например, при максимальном 4-кратном сжатии (режим LP4) двухканальная запись превращается в Joint-Stereo (напоминает монозвук). Другими словами, удвоение времени воспроизведения (160 минут, LP2) вполне подходит для музыкальных задач, а вот LP4 лучше использовать для речевых программ. Одна из последних MD-разработок предпринята фирмой Sony — прямая запись музыки из интернета с помощью функции Net-MD — вполне в духе времени.

 

MP3-плейеры

        

О IC-плейерах, работающих с форматами MP3/WMA/AAC (и им подобных), сейчас говорят чуть ли не как об альтернативе всем выше перечисленным устройствам. Использование флэш-памяти в качестве носителя музыкальной программы исключает необходимость применения в «кристальном» плейере каких-либо движущихся частей и механизмов. Это, в свою очередь, означает, что при записи и воспроизведении такой проигрыватель не боится ударов и вибраций: даже космические перегрузки ему нипочем! Первые модели стоимостью несколько сот долларов были встречены в штыки, но отнюдь — не публикой. Проблемы вызывала не цена, а потенциальное нарушение законов о соблюдении авторских прав исполнителей. Исторически первый МР3-плейер RIO PMP3000 фирмы Diamond, появившийся на рынке в конце девяностых годов, вызвал бурю эмоций со стороны рекорд-компаний. Но уже спустя пару лет формат MPEG-1 Layer 3 (сокращенно — MP3) со звуковым кодеком, который был разработан институтом Фраунхофера в рамках MPEG-проекта (Германия), прочно поселился во вполне легальной продукции фирм Thomson, Sony, Samsung, Panasonic, Grundig, LG, Casio… Стоимость современного MP3-плейера определяется в основном объемом флэш-памяти (встроенной или размещенной в сменных картах). Кстати говоря, конструктивные особенности карт памяти разного типа (Smart Media Card, Compact Flesh, MultiMedia Card, Memory Stick, Secure Digital) вызывают довольно неприятную ситуацию для потребителя — отсутствие совместимости. То есть, если вы приобрели, например, MP3-Walkman Sony, скорее всего ваше будущее придется связать с наращиванием памяти фирменными картами Memory Stick (MS/Magic Gate). Если у вас в кармане — Panasonic E-Wear, готовьтесь приобретать SD-карты… В любом случае эти штучки дешевле $40–60 за 64 МБ пока не найти. Надо сказать, что цены в этом секторе рынка падают, но медленно. Хотя многие фирмы уже анонсировали карты памяти объемом под гигабайт, даже 256-мегабайтные экземпляры раскупаются без особого энтузиазма)… Почему для МР3-плейера так важен объем памяти? Дело в том, что наиболее продвинутые модели позволяют менять скорость цифрового потока, что фактически означает возможность управления качеством звука. Так, если в вашем распоряжении «бортовая» флэш-память на 128 МБ, полтора-два часа записи с потоком 128 кб/с обеспечено. Любая попытка поднять качество с помощью увеличения битрейта, например, до 256 кб/с приводит к радикальному снижению времени воспроизведения. Таким образом, столбовая дорога развития «кристальных» плейеров видится экстенсивной: больше памяти — больше музыки — выше качество. Однако разработчики продолжают искать и «интенсивные» способы прогресса. Так, некоторое улучшение качества звучания при умеренных значениях скорости цифрового потока удалось достичь разработчикам звукового кодека MP3-Pro (Thomson); хорошие результаты дает кодирование звука по алгоритму AAC (продвинутый вариант широко известной системы сжатия Dolby Digital AC-3). Короче говоря, если считать, что скоростной поток с компакт-диска 1,4 МБ/с (LPCM, 16 бит/44,1 кГц) — абсолютный предел, а 5–10-кратное сжатие — предел разумного компромисса, то в будущем «кристальные» проигрыватели действительно должны иметь гигабайты встроенной памяти, чтобы слушатель мог несколько часов слушать любимую музыку. Отметим, что несмотря на отсутствие в IC-плейерах каких-либо электроприводов, эти малышки не экономят на еде: считывание информации из памяти и работа усилителя на стандартные наушники довольно быстро истощают запас энергии. Поэтому, отправляясь в дорогу, проследите за состоянием запаса электричества…

 

HDD-проигрыватели

        

Подобный подход (увеличение объема памяти) по полной программе реализуется в портативных аудиоустройствах с микровинчестерами. Типичный объем встроенных накопителей на жестких дисках (HDD) колеблется в пределах 5–20 ГБ. Маркетинговый ход заключается в том, что разработчики с удовольствием рекламируют «объемные показатели». Согласитесь, звучит впечатляюще — «300 часов музыки», «8000 песен»! Воспроизведение MP3-файлов с заполненного HDD емкостью 20 ГБ при использовании популярного битрейта (128 кбит/с) может длиться десятки часов, но чтобы выйти на пресловутые сотни часов, музыкальное содержание придется сжать куда как сильнее. Следует помнить, что HDD-техника потребляет довольно много электроэнергии. Поэтому, если вы имеете желание исчерпать до дна музыкальное содержание диска, надо обеспокоиться проблемой питания (скажем, приобрести дополнительную аккумуляторную батарею). Разумеется, чтобы зарядить музыкой 20-гигабайтный «винчестер», сначала требуется затратить немало времени на подготовку и «закачку» материала. Впрочем, столь высокой емкостью можно распорядиться и по-другому, например, для записи высококачественного звука в виде WAV-файлов. Количество HDD-моделей на нашем рынке пока невелико: известность приобрели изделия Thomson Lyra и Creative Jukebox, которые в розничной сети стоят около $400…

Одно из последних решений в области использования HDD-микродрайвов емкостью 20–60 ГБ — это портативные AV-проигрыватели. Такие устройства поддерживает форматы MPEG-1/MPEG-2/JPEG/MP3, могут оснащаться видеовыходами для просмотра кино, видеопрезентаций и цифрового фото. О ценах пока умолчим…

 

Переносная аудиоаппаратура

        

Обсуждая персональное аудио, мы вынуждены несколько слов сказать и о переносной технике: стереомагнитолы с радиоприемником, CD-магнитолы, минидисковые радиолы… В свое время именно этот класс относительно недорогой аппаратуры (вместе с музыкальными центрами) фактически определял лицо российского рынка. Бумбоксы всех мастей и калибров продолжают олицетворять вожделенные мечты тинейджеров с берегов Кубани и Миссисипи. У нас в стране стереофонический «комбайн» с кассетником, компакт-диском и радио превратился в необходимый атрибут дачника и пляжного отдыхающего. Конечно, эта техника работает и на кухне, и в детской, и в спальне. Существует множество моделей с отделяемыми колонками, которые можно поставить вдали от центрального блока, увеличив тем самым стереобазу. Но главное достоинство любого бумбокса — способность автономно работать от батареек. В отличие от карманных плейеров, эгоистично обслуживающих лишь одного владельца (надо сказать, что некоторые модели можно использовать и с двумя парами наушников), бумбокс — душа компании. Поэтому при конструировании наряду с решением типичных проблем миниатюризации разработчики вынуждены идти на повышение звукового могущества (и соответственно — габаритов): танцы под дождем и уличные рэп-сессии — обычное дело.

Одними из первых (в конце семидесятых) у нас появились двухкассетные «батоны» фирмы Sharp. Но настоящий рассвет наступил позже. Не будем останавливаться на тонкостях звукового свойства (рецепт один: чем «круче», тем лучше). Надо сказать, что эта техника — прибежище многочисленных систем украшения звука. Здесь — и разнообразные средства виртуального расширения стереобазы, и усилители баса, и эквалайзеры, и подчеркивание вокала… Сейчас уже мало кого устраивают переносные стереомагнитолы (одно-двухкассетник, AM/FM-радио и усилитель 1–5 Вт на канал). Стоит немного доплатить, и вы получите переносную CD-магнитолу. Фирменная модель стоит минимум $50–100; есть вещицы и существенно дороже ($200–350). В этой категории — свои рекордсмены по мощности, по функциональной оснащенности, по количеству доступных аудиоисточников… Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров. Уже несколько лет не меняет имиджа серия моделей JVC Boomblaster. Существуют разновидности «бластеров» с кассетником, CD-плейером и даже — MD-рекордером. Эта серия отличается мощнейшим басом, который излучается специальными НЧ-динамиками (закреплены в торцах цилиндрического корпуса). Долгое время пальму первенства на российском рынке удерживали CD-магнитолы Panasonic, получившие в народе наименование «кобра» (моторизованный привод дисплейной части). Весьма демократичными ценами и мощным звучанием отличались модели Philips Boombox. Традиционным спросом пользуется продукция компаний Aiwa, Sony, Samsung, Thomson. Простые в управлении, копирующие музыку с диска на кассету в одно касание, оснащенные таймерами, дизайнерски вечно молодые бумбоксы многими рассматриваются как первая аудиопокупка.

 

Портативные DVD-проигрыватели

 

Среди относительно новых устройств, которые совсем недавно появились на рынке портативной аппаратуры, нельзя обойти молчанием миниатюрные DVD-проигрыватели со встроенным ЖК-экраном. Цена на эти AV-изделия «кусается» по-настоящему (она легко преодолевает планку $1000). Всерьез говорить о популярности DVD-просмотра в походных условиях пока не приходится, тем не менее универсальные возможности DVD-плейера (CD, MP3, Video-CD, DVD-Video), вероятно, уже в ближайшем будущем могут радикально изменить ситуацию. Дело в том, что многие производители уже почти полностью перешли на использование коротковолновых лазеров и DVD-транспортов в стационарной аппаратуре. Поэтому резонно предположить, что в ближайшем будущем DVD будет активно осваивать и зону рынка персональной AV-техники.

 

Наушники

        

Если исключить из рассмотрения многочисленные носители аудиоинформации (магнитофонные кассеты, CD-R/RW, мини-диски, сменные карты памяти), то первое, о чем следует поговорить в связи с предметом нынешнего обзора, — это наушники.

   Как правило, приобретая карманный плейер, мы получаем их в комплекте. Крохотные наушники-вкладыши не следует недооценивать. Разработчики давно научились делать высокоэффективные преобразователи электрического сигнала в звук. Более того, такие наушники в состоянии обеспечить столь высокие уровни звукового давления, что санитарно-гигиенические организации и медицински продвинутая общественность всерьез озабочены состоянием слуха у аудиолюбителей-экстремалов, злоупотребляющих громкостью. Сами разработчики были вынуждены учесть сей факт, поэтому большинство современных плейеров имеют функцию принудительного ограничения громкости воспроизведения музыки через портативные наушники. Со своей стороны, подчеркнем, что дело не только в гигиене потребления звука. Надо отдавать себе отчет, что во многом именно от наушников зависит качество звучания вашего плейера. Поэтому рекомендуем с особой тщательностью подходить к выбору этого нехитрого аксессуара…

Часто нежная конструкция вкладышей страдает от обрыва контактов. В этом отношении чуть надежней наушники с оголовьем или на клипсах (наподобие дужки очков), но за это приходится платить увеличением габаритов (проблемы нарастают к зиме, когда надо думать о головном уборе). Вообще замена штатных наушников на «продвинутые» не всегда возможна, поскольку желательно, чтобы новая пара имела сопротивление и чувствительность не ниже, чем у комплектной модели.

 

Батарейки и питание

 

В классическом размере батареек пальчикового типа (AA, R6/LR6, элемент 316) выпускается масса моделей. Реклама утверждает, что щелочные батарейки работают в десять раз дольше солевых (остерегайтесь подделок!). Действительно, можно с уверенностью говорить о многократном превышении длительности работы типичного CD-плейера, снаряженного элементами щелочного типа против солевых (практика: 20 и 5 часов соответственно). Ясное дело, рекламщики сравнивали лучшие образцы со слабыми конкурентами. Важно отметить другое: чисто экономически бывает выгодно приобретать именно дорогие батарейки. По показателю «время работы на единицу стоимости батареи» щелочные источники дают очень приличный результат. Конструктивные особенности и качество исполнения делают щелочную батарейку безопасной для вашего плейера (они не «текут»). Притом что обычная батарейка — продукт одноразовый, ее эксплуатация имеет некоторые особенности. Например, для того, чтобы проигрыватель дольше работал от одного комплекта батарей, желательно давать отдых и себе, и источнику. Так, часовой перерыв после 4-часового прослушивания может увеличить время жизни батарейки на 10–20%. Напротив, прослушивание музыки при отрицательной температуре почти вдвое снижает время работы (старайтесь держать плейер в тепле). Опытные владельцы плейеров обычно используют два комплекта батареек: один работает, второй отдыхает. Наконец, очень удобны аккумуляторы. Их емкость существенно ниже, чем у одноразовых батарей, зато при наличии доступа к сети подзаряжаемые источники энергии помогут сэкономить массу денег. Об удобстве использования сетевых адаптеров в домашних условиях говорить не будем, однако сетевой блок питания — это еще одна реальная статья экономии. В принципе, следует упомянуть довольно интересные устройства — солнечные батареи, которые расширяют возможности автономного питания ваших персональных аудиоплейеров, но их дороговизна и малая распространенность до сих пор не позволяют строить радужных планов.

 

Разное

 

В этом коротеньком разделе хочется упомянуть различные мелочи, которые повышают универсальность персональной аппаратуры, придают ей «второе дыхание». Так повелось, что, например, с самого начала портативные CD-проигрыватели часто комплектуются специальными адаптерами в виде компакт-кассеты для подключения к автомобильным магнитолам. Кассетные плейеры одно время было модно использовать совместно с активной акустикой. Маленькие колоночки со встроенным усилителем можно подключить к плейеру дома, чтобы наслаждаться стереозвуком целой компанией. Сейчас существует немало моделей такой акустики, в том числе с беспроводным подключением к персональному аудиоисточнику или компьютеру. Вообще, в связи с продвижением форматов сжатия связь с компьютером приобретает все большее значение. Если на первых порах использовались простейшие кабели с переходниками (с RCA на Mini-Jack) для передачи аналогового стереосигнала на звуковую карту компьютера, то теперь цифровые плейеры оснащаются современными интерфейсами (USB, USB-2, IEEE1394). Нельзя забывать и о мощной программной поддержке, которая требуется для обеспечения MP3-плейеров (речь идет о многочисленных кодеках, грабберах и т.п.). Из специфического «железа» упомянем семейство микрофонов — преобразователей звука в электрический сигнал. Микрофон используется в любом диктофоне; высококачественные стереомикрофоны могут применяться профессионалами для записи живой музыки (кстати говоря, существуют модели беспроводных микрофонов).

 

Non-Stop

        

Пару слов — вместо заключения. Готовя этот материал, мы не собирались давать конкретных советов. Все о чем говорилось — лишь констатация современного состояния рынка персонального аудио. Что будет завтра? Станут ли меньше в размерах компактные проигрыватели? И да, и нет. Конечно, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что вряд ли удастся существенно уплотнить жилплощадь для традиционных носителей (кассета, CD, MD). На грани возможного — и время непрерывной работы таких плейеров (по крайней мере из числа наиболее дорогих моделей). Напротив, «кристальные» IC-плейеры имеют гораздо больше шансов стать меньше. Именно плейерам этой категории светит реальная перспектива превратиться в крохотное дополнение к источнику электроэнергии. Думается, что дизайнеры скоро начнут ворчать, что батарейки великоваты… Как упоминалось выше, переселение DVD в портатив — вполне ожидаемое событие. Наконец, еще более значимые подвижки скорее всего будут происходить в области интеграции мультимедийных устройств со средствами коммуникации. Собственно, этому уже хватает примеров.

Из журнала Stereo&Video, апрель 2003 г.