В статье описывается
сверхбюджетная технология быстрого изготовления и оформления акустического щита
на паре динамиков 6ГДШ-5 с использованием простейших ручных инструментов.
В преддверии приезда родни из
Киева оглядел критическим взглядом интерьер и приуныл. В углах комнаты
сиротливо висят на трубах отопления половинки шахматной доски, в центрах
которых гордо отсвечивают совком 2ГД-40 (для справедливости отмечу — воздушно
звучащие ребята). Поддержку снизу им осуществляет пара 6ГД-2 (мордой к морде) в
закрытом ящике 50 л
на тему любимого журнала «Радио» (там фазоинвертор). Раскачивает сладкую
парочку усилитель с токовым выходом (ИТУН) на TDA-2050 (по схеме Lincora),
размещенный вместе c блоком питания в той же 50 л тумбочке. Ну, она то в
глаза не бросается и интерьер не портит.
Да, думаю, сапожник без сапог, а
акустик с чем бог послал. Надо, что-то делать, дядька из Киева близится, а у
меня сплошная бузина.
Естественно за неделю (с учетом
работы с 9 до 18) без особого шума и пыли в квартирных условиях могут
получиться только щиты, другие ящичные формы не успею, да и не люблю
(применительно к среднечастотному диапазону).
В дело пошли два прямоугольных
куска 10 мм
фанеры и 4 штуки 6ГДШ-5, купленные по 70 р несколько лет назад.
В голове быстро прокрутились возможные
варианты:
Первый — простейший: динамики на щит спереди (тогда отверстия можно выгрызть
чем угодно: фланец диффузородержателя все прикроет), однако совковый вид
динамика будет как в исходном варианте. Нужны грили, а времени то нет. Не
пойдет!
Второй вариант, он же последний: динамики на тыльную сторону щита, а если их сразу
обтянуть радиотканью перед установкой, то совковый облик маскируем. Очень
хорошо! Но тут появляются следующие акустико-технологические камни.
Цилиндрическое отверстие хорошо
рисуется циркулем, да плохо вырезается электролобзиком (глаза уже не те, да и
рука может дрогнуть). Кроме того, эта самая труба-отверстие (длина этой трубы
равна толщине фанеры 10 мм)
перед динамиком будет подгуживать на своей резонансной частоте, а также искажать
звуковую картинку за счет дифракции волн (изменения направления при огибании
препятствий) на границе трубы-отверстия с внешней плоскостью щита. Не пойдет!
Выход один, который убирает оба
этих камня: делаем плавный переход от цилиндрической трубы к внешней плоскости
щита, то есть снимаем фасочку, причем не конусную (с прямой образующей), а..
(не хочется много заумных слов) похожую на раструб оркестровой трубы, в которую
дуют. Технологически в ручную снять конусную фаску ничуть не легче, чем
вырезать цилиндрическое отверстие в щите.
Всё, хватит слов, теперь к делу.
1. Разметка.
На передней поверхности щита карандашом по линейке проводим вертикальные и
горизонтальные линии через центры каждого из двух отверстий. В моем варианте
оба динамика находятся практически вплотную на одной вертикали, делящей щит
строго пополам.
Циркулем рисуем окружности
радиусом, равным расстоянию от центра динамика до внутренней границы
уплотнительных картонных секторов (применительно к 6ГДШ-5), а также вторые
концентрические окружности радиусом на 20 мм больше первых.
2. Вырезаем цилиндрические отверстия (естественно по внутренним окружностям)
электролобзиком узкой пилкой для криволинейного реза (можно и ручным лобзиком,
но долго), предварительно просверлив отверстие для захода пилки лобзика.
3. Неровности границ получившейся трубы-отверстия выравниваем сначала
рашпилем, потом куском крупной наждачной бумаги, навернутой на твердый
цилиндрический предмет типа стеклянной бутылки 0,33 л. Далее в полтолщины
фанеры проводим внутри трубы-отверстия карандашную линию и такую же не передней
поверхности щита, наметив таким образом границы фаски (это первый шаг
изготовления раструба). Удаляем фанеру между этими двумя линиями рашпилем и
навернутой на цилиндр наждачной бумагой (ножом быстрее, но задиров на фанере
трудно избежать).
И, наконец, превращаем фаску в
раструб с помощью тех же инструментов и мелкой наждачки в самом конце. Нам
скажут: фрезером это за пять минут! А мы спросим: а если фрезера нет? Ушло 1,5
часа на 2 щита и 4 отверстия.
4. Проходим поверхности и торцы щита средней, потом мелкой наждачкой. Кроем вдвое
разбавленным ПВА кистью (чтобы последующая грунтовка лаком не сильно
впитывалась), после высыхания мелкой наждачкой снимаем ворс с фанеры. Для
последующего хорошего прилипания самоклеющейся пленки под дерево кроем щит
лаком (был поливинилхлоридный ПВХ, можно нитролаком НЦ — быстро сохнет, сильно
пахнет, или др. по дереву) в два слоя с промежуточной сушкой. Внимание! Лаком
покрываем переднюю, тыльную поверхности щита (чтобы не покоробился) и торцы.
Оставляем не лакированным раструб до границы второй, нарисованной в п. 1,
окружности (чтобы разные лакокрасочные материалы между собой не сильно
взаимодействовали и не повредили отшлифованные поверхности).
5. Берем черный цапонлак (можно нитрокраску НЦ) и кистью в два слоя с
промежуточной сушкой красим нелакированные части щита вокруг отверстия.
Лирическое отступление: плавные переходы от отверстия к поверхности, их черный
цвет, а также серый динамик, выглядывающий из-под черной радиоткани, здорово
скрывают все огрехи и неточности, допущенные при ручном изготовлении сего
изделия.
6. Оклеиваем щит одним куском самоклеющейся пленки по известной технологии, начиная с
передней поверхности, потом верхние торцы, и 2-3 см тыльной поверхности,
затем боковые торцы с загибом на тыльную сторону. Лучше делать вдвоем с очень
спокойным помощником (пленка норовит приклеиться куда угодно, только не на
нужное место, и может рваться, если чрезмерно тянуть или ноготком зацепить.
Может мне такая гадкая попалась!).
7. Где и как резать? Щит и вся наша разметка заклеены пленкой. С
тыльной стороны щита на пленке помечаем приблизительно центр отверстия под
динамик (накалываем шилом, швейной иглой). Теперь с передней стороны от
помеченной точки до края отверстия режем лезвием бритвы или острым сапожным
ножом 10-12 секторов и наклеиваем их на раструб.
8. Для определения границы «пленка-черный раструб» изготавливаем из подручных
средств шаблон: сохранившийся выпиленный из щита кругляшок (лучше самый
маленький из имеющихся — он войдет вовсе отверстия всех щитов) и подобранный по
размеру идеальный диск (у меня им стала крышка от пластикового ведерка из-под
морской капусты (отдельная благодарность сахалинским капустоводам). Эти
предметы соединяем соосно шурупом.
Вставляем шаблон в отверстие
шляпкой вверх и обводим шляпку толстым (3 мм) черным маркером. Идеальная окружность на
пленке нарисована по центру не совсем идеального отверстия.
9. Прорезаем по нарисованной границе пленку чем-то острым (я — любимым сапожным ножом).
Граница широкая (3 мм),
поэтому легкие зигзаги в ее пределах делу не помешают. Далее нудно отрываем
сектора пленки, поддевая их тем же ножом. Если где-то появились царапины, через
которые проглядывает дерево, поможет тот же толстый маркер. Уффф.
10. Готовим динамики. На 6ГДШ-5 промежутки (зачем их делают?) между картонными
уплотнителями на крепежном фланце заклеиваем чем-то подобным по толщине, этим
оказался коврик от компьютерной мыши, и красим любимым черным маркером.
Где-то завалялся рулон черной
радиоткани (вру, не было отродясь). Поэтому в жертву принесены черные
нейлоновые носочки. Узнали на первом фото? Надеваем носочки на динамики,
расправляем на пяточке, извините на излучающей стороне динамика, собираем в
пучок на магните и связываем мягкой проволокой, например. Чтобы при
прикручивании шурупами к щиту изящная радиоткань не повредилась, приклеиваем её
«Моментом» к картонным секторам и ушам с отверстиями под крепеж, выдавливая
клей тонкой аккуратной струйкой. После высыхания (на следующий день) паяльником
прожигаем радиоткань в отверстиях для крепежа и там, где выводы звуковой
катушки. Пришурупливаем подготовленные динамики на свои места. Все припаиваем,
расставляем, подключаем, ставим фонограмму с «Аудиодоктора». Почти все
совпадает с комментариями к диску, правда турецкий барабан, вступающий на 3-ей
и 17-й секундах, я не услышал, но это совсем другая история.
Статья с сайта: http://datagor.ru/