Предлагаемая мною конструкция басового звена, была экспериментальной.
Прежде всего хочется упомянуть о всех многократных отзывах о
«качественности» большинства русских динамиков, с коими я полностью согласен. И
не смотря на это, всё-таки я решился на такой «подвиг» и потратил энное
количество времени и материальных средств. Как в итоге выяснилось - не зря…
Вот, собственно, и сама головка:
Это рабочая лошадка русских колонок типа «Корвет», откуда и была выкручена.
В связи с не новизной динамика, пришлось его покрасить. Да, прямо из баллончика
автомобильной акриловой краской. Фото прилагаю.
Для расчёта корпуса воспользовался всем известной программой JBL Speaker Shop.
Кстати, у кого нет характеристик на данное произведение советских инженеров,
прилагаю паспортное:
Fs – 25Гц
Qts – 0,35
Vs – 200+/-
SPL – 0,1 Дб
Рном – 75Вт
Ршум – 100Вт
Рдолговр – 150Вт
Рпредел – 300Вт
Z – 8 Ом
После не долгих умозаключений и тыканий клавиш компьютера нарисовались
следующие параметры корпуса:
Vb –
Следом за параметрами корпуса я рассчитал фазоинвертор. А
рассчитывался он по принципу «Матараццо» (разработчик конструкции Жан-Пьеро
Матараццо).
Матараццо, собственно и предложил новую формулу для расчёта
фазоинвертора, которая учитывает влияние стенки корпуса акустической системы на
расчёт длины фазоинвертора.
Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля
– в миллиметрах, как нам привычнее.
Этот учёный предложил решение, относительно корпуса самого фазоинвертора, а именно по уменьшению длины тоннеля фазоинвертора.
Такая геометрия позволяет укоротить тоннель по сравнению с исходным,
постоянного сечения, по меньшей мере, в полтора раза, а то и больше.
Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. D и d – это
диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции,
соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме
песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось
сделать, а вообще, это L1 + 2L2.
Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не
всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде
профилированной щели (см рис.) Для замены тоннеля диаметром
Вот то, что получилось у меня:
Параметры следующие:
Lmax – 190мм, L1 – 114мм, L2 – 38мм, H – 60мм, Wmin – 69мм, Wmax – 130мм.
Делался фазоинвертор из
Итак корпус. Комментарий я тут сделаю по поду передней и задней стенки
– передняя, как видно двойная, склеена и скручена. Лунки под саморезы были
зашпатлёваны авто шпатлёвкой. (На фото они ещё не зашпатлёваны) А сами саморезы
промазаны клеем, дабы исключить возможность их выкручивания от вибрации (в моей
практике случаи имели место быть).Торцы стенки закруглены. Материал ДСП, как и
у всего корпуса. Все соединения клеились «жидкими гвоздями». Тыловая стенка имеет нишу для расположения
там усилителя, фильтра регулирования среза частоты и фазовращателя, т.к.
сабвуфер планировалось сделать активным.
Сзади же и находится отверстие для порта фазоинвертора:
После тщательной обработки корпус был обклеен самоклеящейся плёнкой под будущий интерьер моей комнаты. (Акустическая система справа, так же моего изготовления, которую тоже в последствии обклею в синий):
Ножки для саба были сделаны из стали конусообразные (но это, правда
уже не мною):
Внутренний объём корпуса обклеен шумоизоляцией и положен
звукопоглотитель.(На этих компонентах лучше не экономить)
Что касается усилителя, то он традиционно делался на знаменитой
интегральной TDA7294. И что бы про неё не говорили, вот, мол дерьмо и т.д. для
домашнего изготовления сабвуферного усилителя, я в соотношении простота
обвязки/качество/стоимость лучше пока не нашёл.
Здесь представлена схема мостового подключения двух микросхем, общей
номинальной выходной мощностью 150 Вт. Этого вполне достаточно для раскачки
100ГДН-3.
На схеме видны светло синие конденсаторы – это проходные, можно
ставить вместо них и электролиты (но рекомендую ставить не полярные). Плату
травил хлорным железом, чертёж переводил с распечатки лазерного принтера.
Блок питания 2-х полярный, параллельно ёмкостям питания припаяны
шунтирующие конденсаторы и разрядники. Диодные моты с барьером Шоттки, по 10А,
1000В. Земля соединяется в одной физической точке. Провода, соединяющие блок
питания с усилителем выбраны сечением, обеспечивающими пропускание тока до 20А.
Принципиальная электрическая схема усилителя:
Принципиальная электрическая схема блока питания:
Блок регулятора среза частоты и
фазовращателя:
На входе установлен сумматор и пассивный фильтр первого порядка с частотой среза порядка 150 Гц. На транзисторе VT1 собран фильтр Баттерворта 2 порядка. Частота среза изменяется примерно от 50 до 200 Гц. На ОУ собран регулятор фазы. Нижняя граница диапазона – 15 Гц. Входной сигнал не должен превышать 1 вольт, иначе возможны искажения. Сигнал на входе ослаблен в 4-5 раз (12-14дБ), но, однако пришлось пойти в обход резисторов R1 и R2, т.к. сигнал с звуковой карты компьютера слишком слабый(по крайней мере в моём). Перед эксплуатацией необходимо подобрать резистор R6 до получения на выводе 6 DA1 напряжения 6+/-0,5В. Все схемы располагаются в задней части сабвуфера.
В заключение…конечно я и не надеялся получить от этой головы что то
стоящего, т.к. имел ранее дело с отечественными головками. Может расчётами
другими стал пользоваться, либо другими
принципами сабвуферостроения, но из этого, можно сказать безнадёжного динамика
получился приличный саб. Правда его габариты и вес…но этим приходится
жертвовать для хорошего саба из русского динамика. Да, что касается баса то
- хорошая отдача уже с 19 Гц!(если
верить проге и моим ушам). Плотный, динамичный бас в музыке (Драм-н-басс без
претензий), реальные спецэффекты в кино ( парк Юрского периода у Вас дома!)
соседи в аут! Гы-Гы
Автор: Никулин Олег liveofsou@mail.ru