Полистав старые справочники, начиная
от Дроздова и Гурфинкеля и кончая последним выпуском Кацнельсона/Ларионова, а
также отраслевые тома Радиопрома, я искренне сделал было ошибочный вывод - ламп
хоть пруд пруди. Однако, поставив себе задачу отыскать среди них чисто
звуковые, довольно быстро убедился, что таких ничтожное количество и
выпускались они во времена оные. Речь пока идет о лампах советского
происхождения.
Для сигнальных цепей это: 6Ж32П
(EF86), 6Н8С (6SL7), 6Н9С (6SN7), с большой натяжкой можно считать таковой
6Н23П-ЕВ (6922, 6DJ8), по задумке телевизионной, в промежутке стоят 6Н7С (6N7),
6Н6П (12ВН7) - тоже для TV.
Для выходных каскадов: УО-180,
УО-186 (одноанодные), 2С4С/6С4С и, наконец, - 6П14П (6BQ5, EL84), 6П27С (EL34).
Последнюю вообще мало кто видел, она у меня в единственном экземпляре -
музейный экспонат. Промышленность наша ламповая успешно одолевает выпуск новых/
старых КТ66, КТ77 (она же EL34), КТ88, 6550, 5881 (она же 6ПЗС-Е и 6L6WGC),
6922, 12АХ7... Но как много из них, в своей первоначальной ипостаси,
предназначенных именно для звука?
Лучевые тетроды патологически
"больны". Чтобы убедиться в этом, проведите линию нагрузки и в
координатах Uc-Ia постройте передаточную характеристику. Ее S-образность
говорит за присутствие сильной 3-й гармоники в усилении, разумеется при больших
амплитудах. И как вы не ставьте тетрод в SE или РР, его "родимое
пятно" не отмыть. Впрочем, это не мешает фирмам Jadis, ARC, Conrad Johnson
и всезнайке Скотту Франкланду (Wawestream Kinetics) использовать их и
добиваться неплохого звука. Я отрицательно реагирую лишь на применение ими
большого числа ламп, включенных параллельно. В двухтактном выходном каскаде,
задача совместимости 4-х, 6-ти и 8-ми и т.д. баллонов усложняется почти в
экспоненциальной прогрессии, не говоря уже о звуковой сигнатуре, вносимой
каждой лампой отдельно.
Значит, нужны новые лампы, с
большей мощностью рассеяния на аноде, чем доступные 6550 (36 Вт в аноде).
Появление саратовской 300В вызвало вздохи облегчения у аудиофильствующей
публики. Это, во-первых, 40 Вт мощности анода, то есть возможность получить
около 10 Вт звука в SE включении и 20 (!) в PP. Во-вторых, необъяснимо
популярный прямой накал катода. Что-то в этом определенно есть, не зря
воинствующие аудиофилы отдают свое сердце прямому накалу.
Что же есть еще? Из российских
ламп еще есть ГМ70, ГК71 -триод и пентод с прямым накалом. Из буржуйских
(скорее китайских, т.к. ни WE и RCA днем с огнем не сыщешь) подходят мощные
триоды 211-й и 845-й, но это для самых отъявленных.
В последнее время на российском
рынке все-таки появились лампы, инициированные американской фирмой
"Svetlana Electron Devices" - SV572-3.-10, SV811-3,-10, 812 (о
И, наконец, тщательно скрываемая
от гражданских - RB300-ЗСХ. Она является неоспоримым лидером по мощности на
аноде -300 Вт, равно как и по допустимым значениям анодного напряжения 2,5 кV.
Без особых усилий мы вытянули из нее 15 Вт при 3% искажений. Возможно получение
50 Вт в однотактном включении, но тогда выходной трансформатор начнет жить
отдельной, собственной жизнью (не только из-за размеров и веса, но и
многочисленных проблем, связанных с электромагнитным излучением).
Впрочем, это не последнее слово.
Разработанные А.Вайшем прямонакальные триоды VV30 и VV52B, хотя и в малых количествах,
но таки расползлись по свету и отзывы о них самые благодушные. Причем эти лампы
были сделаны исключительно для звуковых выходных каскадов по современным
требованиям Hi-End. Остается сожалеть, что установлены они будут только в самых
"заоблачных" аппаратах, т.к. стоимость пары VV30 около $1000, a VV52B
и того больше. Характеристики первой мы приводим ниже.
Достаточно определеннее обстоит
дело со слабосильными лампами. Не гордая западная публика давно предпочитает
лампу 6922 производства "Made in Saratov", то есть
"Рефлектор", в миру 'Sovtek". Лампа - вообще хоть куда.
Саратовские специалисты умудрились подавить микрофонный эффект, а благодаря
своим уникальным параметрам:мю=33, S=12,5 mA/V, она может быть использована
практически во всех сигнальных цепях, начиная от головки МС (moving coil).
Конструкция у нее симметричная, то
есть приходится ожидать от нее вполне приличного звука. В отношении формальной
линейности передачи с ней могут поспорить только ЕСС80, 6SN7. По измерениям
Рика Берглунда (Glass Audio 6/95), ЕСС88/ 6DJ8 производства Milliard, RCA,
Philips имеют против нашей линейность раза в полтора худшую. Омрачить народную
любовь к ней может только косвенный накал с оксидным покрытием катода.
Тот же "Рефлектор"
выпускает 12АХ7 с набором индексов, после названия. Вся продукция прямиком идет
за рубеж, очень ее там любят. По линейности она сравнима с 6922, но имеет
несомненное преимущество - напряжение на аноде может достигать 300 В, значит
возможно развивать значительные амплитуды сигнала. Правда, при этом лампа не
способна отдать в нагрузку никакого тока и, из-за своего высокого Rj и столь же
огромного требуемого Ra, каскад на этой лампе имеет ранний срез по ВЧ, в районе
28-30 кГц. Из-за того же Rj =62-70 кОм и шумы у нее не малые. Однако, если есть
возможность отобрать экземпляры по шумам (имеется в виду применение в
корректоре RIAA), то звучание ее может определенно понравиться. На мой взгляд,
лампе явно не хватает детальности в верхних регистрах.
Весьма мною ценимые 6СЗП и 6С4П (с
индексами ЕВ и ДР), также имеют своей родиной "Рефлектор" (см. о них
в номере), но цены на них у завода просто запредельные - $3-6 за шт. А в штуке
всего один триод.
Об известных октальных 6Н8С, 6Н9С,
6С2С, 6Н7С говорить нет нужды - они все "неправильно" сделаны, хотя
6Н9С и 6Н7С это касается в меньшей степени. Ранние 6SN7 Brimar и 6SL7 Sylvania
- недоступны, но с точки зрения симметрии электродной системы безупречны. На
российском же рынке устойчивым реноме обладают древние
"светлановские" лампы, из молодого поколения - только саратовские
(после
Вряд ли октальные дождутся своего
ренессанса, поэтому придется довольствоваться старыми лампами исключительно
советской выделки.
Если вы собрались грамотно
согласовать каскад усиления с выходной лампой, не обойтись без 6Н6С в качестве
драйвера. Реально добиться от нее усиления в 10-12 и есть подозрение, что ее
динамическая передаточная характеристика (в координатах Uc-Ia) хорошо сложится
с такой же у 300В. Хотя лампа изначально была "по-заимствована" у RCA
12BH7, работавшей в схеме кадровой развертки. Ну и пусть! Мне у нее явно
несимпатичен "жирный", "мутный" звук, хотя многим он как
раз подходит.
Сдается, что в плане сигнальных и
драйверных ламп нам мало, что светит. Специально для звука разрабатывать их
невыгодно: ресурс у них больше, чем у мощных, а поэтому и заменяются они реже.
Недовольства на имеющиеся в наличии, потребитель вроде не высказывает. Может
оно и к лучшему, от добра добра не ищут.
Так что же выбрать в конце концов?
На этот уж очень неконкретный вопрос готовится статья для следующей книжки
"Вестника", где будут детально разобраны преимущества и недостатки
каждой из ГМ70, 845, SV572, RB300-3CX и VV30. Не исключено, что к моменту
выпуска № 3, мы сможем сравнить трехсотки от "Рефлектора" и
"Светланы".
В завершение, хочется быть
услышанным всеми российскими производителями. Вот мое слово: - Господа
разработчики и производители! Не пренебрегайте контактами и сотрудничеством с
нами, самодельщиками и любителями музыки. Лампа, созданная для звукоусиления
должна изрядно отличаться от других электровакуумных приборов.
Здесь, дома, в Росии есть все
возможности для проведения оценок звучания прототипов. Для этого не надо
отсылать еще сырые образцы на Запад, чтобы затем получать субъективные мнения
по-английски и долго ломать голову над тем, как перевести аудиофильскую
тарабарщину на строгий технический язык. Даже при внешней оценке конструкции
лампы и технологии ее производства, видно, сколь мало себе представляют
разработчики, как создаваемая ими лампа будет работать в звуке. При формально
хороших параметрах, остается немало проблем, связанных с выводами электродов на
цоколь, с перемычками и сварными соединениями, многослойными покрытиями ножек и
качеством закрепления электродной системы внутри баллона. Нетрадиционные
измерения должны выявить недостатки и, наоборот,лучшие качества российских
приборов.
Вспомните, как родились программы
Golden Dragon в Китае и Gold Aero в Чехии и Югославии. Именно при участии
британских и американских любителей и экспертов. В России же есть свои.
Если Вы обратите свое внимание на
наши чаяния, то совместные усилия помогут стать Вашему продукту более
качественным, а значит и более конкурентноспособным на мировом рынке.
Мы хотим одновременно с Вами,
чтобы российская лампа стала одной из лучших, если не первой. Все предпосылки
для этого есть.
Не забывайте о наследии египтян и
древних греков, следовавших сути термина TECHNE, означавшего неразрывную связь
инженерии и творчества.
A. Белканов